История русской гравировки на стали

19.02.2007

Златоуст

Часть 1. Учителя из Золингена

В начале XIX века из Золингена и Клингенталя (Германия), центров выделки европейского украшенного оружия, во дворцы императоров отправлялись гравированные и позолоченные шпаги, палаши, сабли, кинжалы и ножи. У немецких мастеров в то время не было конкурентов. Но как ни странно, большинство из них едва сводили концы с концами из-за разорительных наполеоновских войн. Поэтому, когда пришло приглашение работать в России в никому неизвестном Златоусте, многие мастера согласились без лишних раздумий. Среди них был и оружейный художних Николай Шаф. В Золингене он считался одним из лучших, но забота о будущем семьи и немалая сумма годового дохода, предложенного ему в России, заставили его покинуть насиженное место. В Златоуст немецкие специалисты приехали в 1815 году. Очень скоро они привыкли, освоились, обжились и стали считать, что склоны Уреньги, Таганая, Александровской сопки ничуть не хуже склонов Альп. Златоустовцы встретили новоселов гостеприимно. Каждой семье был выстроен дом и были выделены немалые денежные суммы на ведение хозяйств. Вскоре уже аккуратные коттеджи составили две улицы - Большую и Малую Немецкие, ставшие центральными в городе.

Оригинальных произведений у немецких мастеров в первый период их работы в Златоусте почти не было. Они копировали рисунки с клинков, которые были куплены в Германии. В декабре 1817 года появились первые ученики. Немцы добросовестно передали молодым художникам все свои секреты, в том числе золочение через огонь. Способ нанесения золота в смеси с ртутью был известен с глубокой древности. Им с успехом пользовались скифские ювелиры при изготовлении украшений. Отдельные мельчайшие детали украшений не сплавлялись, а склеивались "золотой амальгамой". Ртуть затем выпаривалась, и крошечные золотые зерна, образующие узор, "прилипали" друг к другу.

Основным инструментом у художников была игла. Перед нанесением рисунка они покрывали киноварью всю поверхность клинка. После просушки рисунок процарапывался иглой и вытравливался. Это классический способ, которым пользовались и пользуются все граверы, - от Дюрера до наших современников. Первым новатором стал Иван Бушуев - один из первых учеников немецких граверов, который начал изменять технику гравировки. Вместо иглы он наносил на клинок рисунок кистью, что впоследствии придавало рисунку рельефность, т.к. вся остальная плоскость клинка была протравлена. Такую технику исполнения уже трудно назвать гравюрой, Бушуев привнес в нее нечто такое, что не поддается определению. И действительно, если в руках художника игла - он гравер, если кисть - живописец. А если он взял в руки кисть, но в остальном остался верен технике гравюры? Поэтому специалисты называют эту технику исполнения гравюры на стали златоустовской. С приходом на фабрику Ивана Бушуева и Ивана Бояршинова златоустовские граверы больше внимания уделяли синению и воронению, добиваясь цветовой гаммы от черного до сине-голубого. При нагреве клинка сталь начинала желтеть, потом приобретать багровые оттенки, а после чего синела. И в этот момент нужно было угадать будущий цвет клинка в переходах от синего цвета к голубому и закрепить его в конопляном масле. Золото русские мастера наносили отлично от немцев, варьируя его толщину в зависимости от задуманного рисунка - от прозрачных мазков до густых и выпуклых поверхностей.

С 1818 года немецкие граверы были практически отстранены от дел, уступив руководство своему ученику Ивану Бушуеву. И хотя формально они все еще возглавляли отделение украшенного оружия, но чувствовали, что их "золотая пора" миновала. В 1823 году в прошении на имя министра финансов об увольнении с фабрики Николай Шаф писал: "Коренной Золингеновский завод не в состоянии приготовить такого оружия, какое уже было сделано в Златоусте".

Часть 2. Легенда русской гравировки

Иван Николаевич Бушуев стал основателем русской школы златоустовской гравюры на стали, еще при жизни он стал народной легендой благодаря своим работам. В 1815 году, в пятнадцатилетнем возрасте, он начал работать в заводской чертежне. За два года, проведенные в ней, стали для Бушуева настоящей академией черчения и рисунка. Когда в 1817 году стали набирать учеников для прохождения обучения искусству украшения холодного оружия у немецких мастеров, Иван Бушуев, со свойственной настоящим художникам жаждой действия, стал постигать секреты гравировки. Русские ученики освоили технологию изготовления оружия в удивительно короткий срок – через три месяца они начали работать самостоятельно. Молодые художники копировали образцы, привезенные из Германии и созданные немцами уже здесь. Но все чаще они освобождали композицию рисунка от перегруженности, стали связывать в одно целое разрозненные миниатюры на клинках.

На клинках первых лет прослеживалась традиционная для декоративно-прикладного искусства того времени орнаментика в стиле классицизма. В отличие от немецких учителей, Бушуев сумел придать изображению четкую композиционную завершенность, сумел придать рисунку динамичность. Он не украшал клинок отдельными рисунками, а вел один сплошной узор по всей поверхности лезвия, умело связывая его с интересным орнаментом. Отсюда идет удивительное единство деталей, совершенство композиции Златоустовского оружия первой половины 19 века. Художники делали все своими руками – от первого эскиза на бумаге до последнего штриха на клинке и ножнах.

Бушуев украшал не только боевое оружие – за долгие годы его работы было выполнено довольно много гравировки и на охотничьих ножах, на столовых приборах. В 1823 году, когда немецкие гравировщики по своей просьбе были уволены с фабрики, Иван Бушуев стал старшим мастером отделения украшенного оружия. В 1827 году его направили в Академию художеств для получения эталонного образования и усовершенствования навыков по части классической живописи. Обучение и общение с известными художниками дало Бушуеву много опыта, и, вооруженный новыми знаниями, он взялся за самую сложную свою работу, отдав ей все свое мастерство и талант.

Это рыцарские доспехи, хранящиеся в Златоустовском краеведческом музее. Шедевр вобрал в себя все приемы и технологии обработки и украшения металла того времени. Здесь присутствуют вытравка и полировка, золочение и синение, элементы просечки и огранки, чеканка и оклейка бархатом. Замечательный образец русского искусства, в создание которого оружейники из Златоуста вдохнули всю свою душу.



 

















Часть 3. Иван Бояршинов

Он был самым младшим среди учеников Шафов. В двенадцать лет Иван начал осваивать первые секреты гравировки. Уже первые работы молодого художника отличала особая тщательность исполнения, и именно Бушуев поручал переносить свои эскизы на металл.

Иван никогда не расставался с альбомом, он рисовал все, особенное предпочтение отдавал живой природе. До Бояршинова подобными традиционными жанровыми сценами оружие никто не украшал, тем более, с развернутым пейзажем. Бушуев вводил в свои композиции лишь одну или две точно определенные детали, для Бояршинова же был важен весь пейзаж, от мелких деталей до основных панорамных составляющих. Но, если брать композицию ножа, сделанного Бояршиновым, в целом, то она распадется на два части: сам клинок и его украшение. Нет того декоративного единства, которое всегда чувствовал и безошибочно выражал Бушуев. Скорее всего, именно поэтому Иван Бояршинов в дальнейшем отказался от украшения клинков и сосредоточил все усилия на оформлении рукоятей и ножен. Сотни клинков прошли через его руки, среди них немало настоящих шедевров, но талант Бояршинова был настолько широк, что нашел свое воплощение и в серии его картин. Многое он мог успеть сделать, подарить миру немало произведений искусства, но перемены затронули и этот уральский городок.

В то время, в 40-х годах 19 века, фабрика переживала трудности из-за уменьшения количества заказов. По распоряжению столичных властей уже было распущено отделение граверов, последователей Ивана Бушуева. Один за другим покидали фабрику талантливые художники. Сильным ударом для русской гравировки стал последующий приказ о закрытии цеха украшенного оружия – художников решили перевести на рисовку и вытравку надписей на обухах клинков. Тщетно пытался директор оружейной фабрики пробить стену равнодушия. Он отправлял в Петербург бесконечные письма и объяснения, отстаивая цех гравировки; посылал образцы новых изделий: вместе с традиционным оружием отправлялись бытовые предметы, украшенные гравировкой. Но из столицы приходили лишь восторженные отзывы, а заказов по-прежнему было мало...

Берясь за кисть и иглу, Иван создавал свой мир, в котором был сам хозяином. Он был человеком, всецело преданным искусству, видевший в нем выход из многих противоречий, свидетелем которых он был. Именно к его работам, к его опыту гравировки на оружии обратились в поисках своего стиля молодые художники нового века, возрождая традиции украшения на металле.

Часть 4. Слава русского булата

Известный декабрист П.П.Свиньин писал в 1825 году: “Оружейная фабрика – главнейшая достопримечательность Златоуста, предмет, достойный обратить на себя внимание всей просвещенной Европы…”.

В этих словах нет преувеличения. Именно тогда, в основном, сложился стиль русской гравюры на стали. Именно в те годы она получила заслуженное признание не только в России, но и за ее пределами. Творчество Ивана Бушуева и Ивана Бояршинова определило развитие этого вида искусства на многие годы вперед. Декоративная выразительность, композиционное и стилевое единство, разнообразие сюжетов, глубокий реализм их работ стали примером для художников второй половины 19 века, своеобразной стартовой площадкой в последующих поисках.

Но, отдавая должное этим родоначальникам стиля, нельзя не сказать о том, что златоустовское оружие славилось не только своим украшением. Отличие уральских клинков – высокое качество самого металла. И в этом немалая заслуга горного начальника Златоустовских заводов Павла Петровича Аносова, уникального человека, обладавшего глубокими знаниями инженера-металлурга и неутомимой душой искателя. Фамилия Аносова ассоциируется у знатоков с булатом. Причиной этому стал огромный объем работ, бесчисленные эксперименты по выплавке стали, тщательное изучение восточных клинков… Именно Аносов стоит у истоков отечественной научной металлургии, качественного сталеварения.

Булат ввозили из стран Востока в слитках или готовых клинках. Эта сталь имеет довольно сложную структуру, отличается высокой упругостью, и, кроме того, допускает и держит предельную заточку. Эти свойства и ценились у оружейников всех времен. Особенное широкое распространение получил сварочный булат, для изготовления которого использовали полосовое железо, которое разрубалось на равные части. Затем бралась полосовая сталь и складывался в своем роде “слоеный пирог”: слой железа, сталь, еще слой железа… Слои металла сваривали, выковывали, полученные полосы заново складывали, раскалив их в горне и обсыпав чугунными опилками, выковывали новую полосу, складывали впятеро и снова сваривали. Выкованный и отточенный клинок закаливали особым методом.

Златоустовские мастера под руководством Аносова не только научились варить булатную сталь, но и значительно улучшили технологию ее получения. Итогом этих изысканий стала знаменитая книга Аносова о булатных сталях. По инициативе Аносова группа художников отправилась на Кавказ для изучения местных традиционных методов рисунка, что позволило освоить искусство насечки и чеканки золотом. Благодаря изучению минералогических богатств края, драгоценные камни стали применять для отделки эфесов. Под руководством Павла Петровича родилось настоящее содружество художников-граверов, огранщиков и ювелиров.

Он очень многое сделал для развития фабрики, возглавляя ее в двадцатых-тридцатых годах 19 века. Горячо убежденный в том, что искусство должно служить и самым широким слоям населения, он основал еще одну школу – украшение и гравировка на обычных бытовых предметах. Многие современники высоко оценивали златоустовских мастеров, причем не только в России. Но всеобщее восхищение, к сожалению, не смогло отменить правительственный отказ на расширение производства.

Часть 5. Возрождение

Немецкие мастера Шафы в первые годы своей работы на Златоустовской оружейной фабрике украшали несколько клинков в месяц. С приходом русских художников, уже через несколько лет было произведено боевого оружия и охотничьих ножей на десятки тысяч рублей стоимостью. Причем, у русских украшенных клинков не было конкурентов. Но весомые затраты заставили рассмотреть так называемую тактику перепроизводства.

Министерство финансов попыталось привлечь военные круги. Начальник главного штаба даже издал специальный указ, по которому разрешалось ношение украшенного оружия в действующей армии. Но офицеры не проявили особого интереса к клинкам из Златоуста.
Было предложение организации продажи в магазине императорского стекольного завода. Но завсегдатаи магазина интересовались исключительно хрустальной посудой, а на оружие не обращали внимания. Покупатели были настолько редки, что о каждом из них сообщалось отдельно. В это трудно поверить, особенно учитывая интерес и восхищение всех европейских государств, но было именно так. Оружие лежало, портилось, ржавело. Из рук военного ведомства украшенное оружие было передано в Департамент внешней торговли. Было принято решение отправки оружия в Варшаву для дальнейшей продажи с аукциона. Но покупателей и там не оказалось. Неизвестно, сколько бы пролежало это оружие в Варшавском арсенале, если бы им не воспользовались польские революционеры во время восстания.

Новый взлет спроса на Златоустовскую гравюру приходится на конец 60-х годов 19 века. К этому времени фабрика стала получать массу заказов на украшенное холодное оружие. Во многом этому способствовала активная деятельность по пропаганде уникального искусства, исходящая от Аносова, его преемника Обухова; от внимания передовой российской интеллигенции к проблеме, от участия златоустовских художниках на многих российских выставках. Немало способствовала увеличению интереса и реформа 1861 года. По стране начали расходиться украшенные столовые приборы, охотничьи и бытовые ножи, топорики.

В 60-х и 70-х годах 19 века в цехе украшенного оружия работало немало талантливых художников. Мастера этого поколения не только сумели достичь виртуозного мастерства в украшении оружия и предметов бытового назначения, но и значительно усовершенствовали технику гравюры на стали. Вплоть до 90-х годов основой гравировки стала насечка золотой и серебряной нитью по синеному, таушированному фону. Сначала на клинке делали таушировку – насечку в трех направлениях, настолько тонкую, что невооруженным взглядом было невозможно рассмотреть мельчайшие зубчики, покрывающие клинок. Поверхность становилась похожей на бархат. Затем брали тонкую золотую или серебряную проволоку и приклепывали ее маленькими молоточками к насечке. Таким образом, нитка из драгоценного металла “вышивала” причудливый узор. Златоустовские мастера применяли и так называемую “углубленную” насечку: маленьким зубилом выбивали узор, углубления заполняли золотой или серебряной проволокой, которую потом заклепывали.

Эта работа требовала от художника огромного напряжения, много часов кропотливого труда, несколько сотен тысяч ударов молоточком! Новая техника принесла и новый облик гравюры. Если техника классической гравюры позволяла сделать рисунок широким и плотным; то для насечки характерен ажурный стили и восточный узор, которым отличались тюркские клинки и испанские навахи. Так, под руководством златоустовских мастеров, родилась знаменитая “плетенка”, которой были украшены клинки последней трети 19 века. Но насечка не вытеснила традиционную технику. Художники продолжали украшать оружие золочением через огонь. Предпочтение при этом отдавалось орнаменту. В этот же период возродилась традиция нанесения надписей на оружие.

Именно в этот период на оружейной фабрике впервые стали применять гальванопластику. Она позволила значительно улучшить условия труда и ускорить процесс золочения. Возможно, первые опыты по применению новой технологии проводил еще Аносов. Но полностью метод был освоен к концу века. Введение гальванопластики позволило начать украшение предметов бытового назначения в довольно больших объемах.


Наиболее значимые награды златоустовских граверов на международных выставках за 19-й век:

1851 год, Лондон - бронзовая медаль
1855 год, Стокгольм - золотая медаль
1862 год, Лондон - серебряная медаль
1867 год, Париж - две серебряные медали
1873 год, Вена - серебряная медаль
1878 год, Париж - золотая медаль
1882 год, Москва - золотая и серебрянная медали
1888 год, Копенгаген - похвальный отзыв
1893 год, Чикаго - бронзовая медаль
1896 год, Нижний Новгород - золотая медаль